Таблица 3.1.
Шифр двигателя |
Число ступеней |
Расход жидкости |
Рабочий режим
|
Присоединитель-ная резьба |
Длина
|
Масса
|
|||
|
шт |
л/с |
частота вращения вала, об/мин |
момент на валу кН*м |
перепад давления МПа |
к долоту |
к буриль-ной колонне |
мм |
кг |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Д-42 |
- |
0,3-0,5 |
240-400 |
0,02-0,03 |
2-4 |
З- |
З- |
700 |
9 |
Д1-54 |
- |
1-2.5 |
180-366 |
0.07-0.11 |
4.5-5.5 |
З-42 |
З-42 |
1890 |
27 |
Д-60 |
- |
2 |
396 |
0.14 |
7 |
З-42 |
З-42 |
3600 |
34 |
ДГ-60 |
- |
2 |
360 |
0.08 |
3.5 |
З-42 |
З-42 |
3600 |
34 |
Д-85 |
- |
4.8 |
144 |
0.5 |
5.6 |
З-66 |
З-66 |
3240 |
111 |
Д1-88 |
- |
4.5-7 |
162-300 |
0.53-0.61 |
5.8-7 |
З-66 |
З-66 |
3240 |
110 |
(ДГ)ДО-88 |
- |
5-8 |
180-300 |
0.4-0.6 |
5.8-7 |
З-66 |
З-66 |
2400 |
100 |
ДГ-95 |
- |
6-10 |
120-180 |
0.6-0.9 |
4-5 |
З-76 |
З-76 |
2640 |
108 |
ДГ1-95 |
- |
6-10 |
170-280 |
0.55-0.75 |
4.5-6 |
З-76 |
З-76 |
2270 |
78 |
ТСЧА-104,5 |
212 |
8-9 |
870-978 |
0.15-0.2 |
4.4-5.4 |
З-76 |
З-76 |
12775 |
630 |
Д-105 |
- |
6-12 |
80-160 |
0.8-1.3 |
3.5-5.5 |
З-76 |
З-88 |
5570 |
196 |
Д1-105 |
- |
6-10 |
156-228 |
0.9-1.6 |
5-8 |
З-76 |
З-88 |
3770 |
180 |
ДГ-105 |
- |
6-10 |
110-180 |
0.6-1 |
5-8 |
З-76 |
З-88 |
2850 |
146 |
ДО-105 |
- |
6-10 |
150-240 |
0.8-1.4 |
7.5-11 |
З-76 |
З-88 |
2900 |
150 |
ЗТ-105К |
210 |
10 |
798 |
0.3 |
7.1 |
З-76 |
З-88 |
13400 |
590 |
ТО-105Р |
70 |
12 |
228 |
0.9 |
6.1 |
З-76 |
З-88 |
7600 |
420 |
ТПВ-105 |
- |
10-15 |
570-680 |
0.15-0.2 |
|
З-76 |
З-76 |
10570 |
530 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение 3.1. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
ТПР-105 |
|
10 |
800 |
0.25 |
4.5 |
З-76 |
З-88 |
8700 |
400 |
ВРМ-105 |
- |
4-6 |
30-48 |
2.2-3.0 |
4.0-6.0 |
З-76 |
З-88 |
4870 |
250 |
ТРМ-105 |
- |
10-15 |
165-196 |
0.6-0.8 |
4.7-6.8 |
З-76 |
З-88 |
7200 |
450 |
ТСМ-105 |
- |
10-15 |
570-680 |
0.15-0.2 |
7.1-10.2 |
З-76 |
З-88 |
7100 |
590 |
ТШ-105Б |
2 секции 3 секции |
10 8 |
1020-1140 780-900 |
0,2-0,25 0,2-0,25 |
7-7,5 7-7,5 |
З-76 З-76 |
З-88 З-88 |
8845 12265 |
435 606 |
Д-106 |
- |
8-15 |
110-180 |
1.4-2.4 |
6-9 |
З-88 |
З-88 |
4715 |
240 |
ДГ-106 |
- |
6-12 |
80-160 |
0.8-1.2 |
3.5-5.5 |
З-88 |
З-88 |
3230 |
118 |
ДГ2-106 |
- |
6-14 |
110-230 |
0.5-1.2 |
3.5-8 |
З-88 |
З-88 |
2900 |
127 |
ЛЗД-107 |
- |
5-7 |
270-380 |
0.6-0.84 |
|
З-76 |
З-92 |
1470 |
84 |
ДГ-108 |
- |
6-12 |
78-160 |
0.8-1.2 |
3.5-5.5 |
З-88 |
З-88 |
3200 |
167 |
Д1-108 |
- |
6-12 |
78-160 |
0.8-1.3 |
3.5-5.5 |
З-76 |
З-88 |
2930 |
167 |
ДГ2-108 |
- |
6-12 |
78-162 |
0.8-1.3 |
3.5-5.5 |
З-88 |
З-88 |
2570 |
147 |
Д-108 |
- |
6-12 |
78-162 |
0.8-1.2 |
3.5-5.5 |
З-76 |
З-88 |
2900 |
167 |
Д-110 |
- |
4-12 |
30-96 |
0.8-1.8 |
3-6.5 |
З-76 |
З-88 |
4715 |
256 |
ТШ-108Б |
2 секции 3 секции |
10 8 |
800-900 700-800 |
0.2-0.25 0.2-0.25 |
7.0-7.5 7.0-7.5 |
З-76 З-76 |
З-88 З-88 |
8850 12270 |
435 610 |
ТГ-124 |
2 секции 3 секции |
12 10 |
780-840 660-720 |
0,45-0,6 0,45-0,6 |
7,5-8,5 7,5-8,5 |
З-88 З-88 |
З-88 З-88 |
9160 12940 |
930 1330 |
Д1-127 |
- |
15-20 |
132-174 |
2.2-3 |
6.5-8.7 |
З-88 |
З-101 |
5795 |
402 |
Д1-145 |
- |
15-20 |
120-180 |
3-4.5 |
7-9 |
З-88 |
З-108 |
4670 |
418 |
ДГ-145 |
- |
15-20 |
120-180 |
5-6 |
7-10 |
З-88 |
З-108 |
6900 |
415 |
ТР-145Т |
- |
12-22 |
126-220 |
0.5-1.0 |
1.8-5.0 |
З-88 |
З-108 |
8000 |
800 |
Д-155 |
|
24-30 |
132-162 |
3.5-4 |
6.5-7.5 |
З-117 |
З-133 |
4330 |
466 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 3.1. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
ДГ-155 |
- |
24-30 |
132-162 |
3.5-4 |
6.5-7.5 |
З-117 |
З-133 |
4330 |
466 |
Д4-172 |
- |
25-35 |
102-150 |
6-9 |
9.2-12.6 |
З-117 |
З-147 |
6720 |
832 |
Д5-172 |
- |
25-35 |
78-108 |
4.5-6 |
4.5-7 |
З-117 |
З-147 |
6220 |
770 |
Д5-172М |
- |
25-35 |
90-120 |
7.4-9.8 |
7.2-9.7 |
З-117 |
З-147 |
6720 |
830 |
2Д5-172 |
- |
25-35 |
90-114 |
7.5-10.6 |
7.5-10.5 |
З-117 |
З-147 |
8670 |
1070 |
ТПС-172 |
426 |
25 |
396 |
1.6 |
4.8 |
З-117 |
З-147 |
26250 |
3325 |
ТПС-172М |
436 |
25 |
390 |
1.65 |
6 |
З-117 |
З-147 |
18500 |
2290 |
3ТСШ1-172 |
336 |
25 |
630 |
1.8 |
8.8 |
З-117 |
З-147 |
25400 |
3530 |
Т13С3Е-172 |
106 |
25-28 |
630-702 |
0.6-0.7 |
2.8-3.5 |
З-117 |
З-147 |
7940 |
1057 |
ТО-172 |
109 |
25 |
670 |
0.65 |
3.8 |
З-117 |
З-147 |
10745 |
1500 |
ТО2-172 |
110 |
28 |
705 |
0.8 |
3.9 |
З-117 |
З-147 |
9715 |
1363 |
ДО-172 |
- |
20-30 |
150-240 |
3-4 |
3.9-7 |
З-117 |
З-147 |
3400 |
575 |
ШОЗД-172 |
- |
25-35 |
80-110 |
3-4 |
5-7 |
З-117 |
З-117 |
1300 |
- |
ДГ-172 |
- |
25-35 |
78-156 |
3.2-3.8 |
3.5-5.5 |
З-117 |
З-147 |
5300 |
575 |
ДГ1-172 |
- |
24-35 |
150-190 |
3.5-4 |
5.8-7.8 |
З-117 |
З-147 |
4860 |
575 |
УДГС1-172 |
- |
25-35 |
78-108 |
4.5-6 |
4.5-7 |
З-117 |
З-147 |
5968 |
830 |
УДГС2-172Ш |
- |
32 |
168 |
6.3 |
7.9 |
З-117 |
З-147 |
5.133 |
790 |
ДВ-172 |
- |
24-32 |
180-220 |
5-6.5 |
6.2-9.2 |
З-117 |
З-147 |
5420 |
650 |
ДН-172 |
- |
25-35 |
78-156 |
3.2-3.8 |
3.5-5.5 |
З-117 |
З-147 |
5050 |
687 |
ОШ-172 |
- |
25-35 |
80-110 |
1.5-3 |
4.5-7 |
З- |
|
3370 |
440 |
ДОТ172Ш |
- |
32 |
120 |
6.3 |
7.9 |
З-117 |
З-147 |
4835 |
700 |
ЛЗД-172 |
- |
5-7 |
270-380 |
0.6-0.84 |
|
З-76 |
З-92 |
2600 |
800 |
Д3-172 |
- |
25-35 |
78-108 |
3.1-3.7 |
3.9-4.9 |
З-117 |
З-147 |
6880 |
912 |
ДММ-178 |
- |
28-32 |
180-200 |
6-10 |
8-10 |
З-117 |
З-147 |
13000 |
|
Д1-195 |
- |
25 |
80 |
3.1 |
3.9 |
З-117 |
З-147 |
7675 |
1350 |
Д2-195 |
- |
25-35 |
90-114 |
5.2-7 |
4.3-6.7 |
З-117 |
З-171 |
6550 |
1100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 3.1. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Д1-195 |
- |
25 |
80 |
3.1 |
3.9 |
З-117 |
З-147 |
7675 |
1350 |
Д2-195 |
- |
25-35 |
90-114 |
5.2-7 |
4.3-6.7 |
З-117 |
З-171 |
6550 |
1100 |
Д5-195 |
- |
25-35 |
114-167 |
7.5-11.5 |
6.1-12.6 |
З-117 |
З-147 |
7265 |
1200 |
2Д2-195 |
- |
25-35 |
90-114 |
7.5-10.6 |
7.5-10.5 |
З-117 |
З-147 |
9135 |
1533 |
Д2-195М |
- |
25-35 |
78-108 |
9.5-11 |
7.9-9.9 |
З-117 |
З-147 |
7265 |
1200 |
Д3-195 |
- |
25-35 |
78-132 |
10.5-13.7 |
9.2-11.2 |
З-117 |
З-171 |
7940 |
1300 |
Д4-195 |
- |
28.5-42 |
180-210 |
7.6-10.8 |
6-8 |
З-117 |
З-171 |
6970 |
1270 |
Д6-195 |
- |
25-35 |
156-210 |
6.5-9.6 |
4.9-9 |
З-117 |
З-171 |
7340 |
1200 |
ДМШ-195 |
- |
20-28 |
80-120 |
6.5-9 |
7-9 |
З-117 |
З-147 |
10500 |
1900 |
ДВШ-195 |
- |
25-35 |
90-120 |
2.8-4.5 |
3.6-5.7 |
З-117 |
З-147 |
6800 |
1150 |
ТНВ-195 |
220 |
28 |
115 |
0.3 |
7.9 |
З-117 |
З-147 |
16500 |
3100 |
ТРМ-195 |
97 |
28 |
130 |
2.6 |
4.1 |
З-117 |
З-147 |
18440 |
3110 |
РМ-195 |
|
28-34 |
90-132 |
2.7-3.5 |
3.0-5.5 |
З-117 |
З-147 |
10.4 |
1100 |
РШ3-195 |
|
28-34 |
90-132 |
2.7-3.5 |
2.5-3.7 |
З-117 |
З-147 |
4.8 |
800 |
ТРМ4-195 |
|
24-30 |
102-108 |
11.8-13.2 |
2.4-3.8 |
З-117 |
З-147 |
5.9 |
1800 |
А7ГТШ-195 |
228/111 |
30 |
320 |
1.8 |
6.9 |
З-117 |
З-147 |
24950 |
4420 |
А7П3-195 |
328 |
26 |
650/320 |
2.5 |
4.0 |
З-117 |
З-147 |
25680 |
4788 |
3ТСШ1-195 |
330 |
30 |
380 |
1.5 |
3.9 |
З-117 |
З-147 |
25700 |
4790 |
ТО2-195 |
105 |
30 |
520 |
0.9 |
3.5 |
З-117 |
З-147 |
10110 |
1850 |
3ТСШ-195ТЛ |
318 |
40 |
340 |
1.5 |
2.9 |
З-117 |
З-147 |
25700 |
4325 |
3ТСШ2-195 |
330 |
30 |
450 |
1.7 |
5.7 |
З-117 |
З-147 |
25850 |
4325 |
ТСШ1М1-195 |
444 |
28 |
323 |
1.2 |
4.7 |
З-117 |
З-147 |
25840 |
3930 |
3Т-195К |
330 |
28 |
450 |
2.4 |
8.6 |
З-117 |
З-147 |
25850 |
4500 |
ТО-195К |
110 |
30 |
500 |
0.95 |
4.1 |
З-117 |
З-147 |
10110 |
1774 |
ДРУ-195 |
- |
25 |
80 |
3.1 |
3.9 |
З-117 |
З-147 |
8100 |
1420 |
А6Ш-195 |
212 |
20 |
470 |
0.7 |
4.3 |
|
|
17250 |
2095 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 3.1. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
А6Ш-195 |
212 |
20 |
470 |
0.7 |
4.3 |
|
|
17250 |
2095 |
1сек.А7П3+ + ШО-195 |
109 |
32 |
500/400 |
1.8 |
3.5 |
З-117 |
З-147 |
7620+5700 |
1400+875 |
Д1-240 |
- |
30-50 |
70-135 |
10-14 |
6-8 |
З-152 |
З-171 |
7570 |
1746 |
Т12РТ-240 |
104 |
55 |
760 |
2.5 |
5.4 |
З-152 |
З-171 |
8210 |
2020 |
1ТСШ-240 |
110 |
52 |
440 |
2.05 |
5.4 |
З-152 |
З-171 |
9742 |
1991 |
2ТСШ-240 |
210 |
40 |
470 |
2.7 |
4.9 |
З-152 |
З-171 |
15486 |
3983 |
3ТСШ-240 |
315 |
32 |
440 |
2.7 |
5.5 |
З-152 |
З-171 |
23225 |
5975 |
ТНВ-240 |
220 |
32-40 |
114-180 |
3.5-4.9 |
6.7 |
З-152 |
З-171 |
22000 |
4700 |
РШ3-240 |
|
34-45 |
145-210 |
5.6-9.0 |
2.4-5.0 |
З-152 |
З-171 |
3.9 |
1200 |
ТКН-240 |
120 |
50-55 |
630-702 |
2.1-2.5 |
4.5-5.4 |
З-171 |
З-188 |
8210 |
2017 |
ТВШ-240 |
90 |
50-55 |
492-540 |
1.6-1.9 |
3.4-4.1 |
З-171 |
З-188 |
8210 |
2017 |
ДМШ-240 |
|
30-55 |
100-160 |
7.2-10.7 |
6.4-10.5 |
З-152 |
З-171 |
8180 |
1890 |
А9ГТШ-240 |
210/199 |
45 |
250 |
3.1 |
5.5 |
З-152 |
З-171 |
23290 |
6125 |
ТО2-240 |
93 |
45 |
420 |
1.3 |
2.9 |
З-152 |
З-171 |
10170 |
2595 |
ТУ-240К |
108 |
55 |
690 |
2.4 |
6.2 |
З-152 |
З-171 |
8650 |
2320 |
2Т-240К |
220 |
40 |
480 |
3.6 |
7.7 |
З-152 |
З-171 |
17000 |
4560 |
3Т-240К |
330 |
35 |
415 |
4 |
8.9 |
З-152 |
З-171 |
23750 |
6420 |
ТО-240К |
95 |
45 |
400 |
1.5 |
3.4 |
З-152 |
З-171 |
10170 |
2734 |
ТВД-240М |
- |
32-45 |
132-162 |
2.2-4.5 |
4.1-7.1 |
З-152 |
З-171 |
20465 |
2712 |
ЛЗД-240 |
- |
5-7 |
270-380 |
0.6-0.84 |
|
З-76 |
З-92 |
3000 |
1700 |
2УКТ-172/40 |
- |
25 |
402 |
2 |
8.5 |
З-117 |
З-147 |
26485 |
- |
*2Т-195К |
220 |
30 |
480 |
1.8 |
6.4 |
З-117 |
З-147 |
19590 |
3225 |
*2ТУ240КД |
220 |
40 |
174 |
5.5 |
10.3 |
З-152 |
З-171 |
23250 |
5810 |
* - Опытные образцы с повышенными энергетическими характеристиками
Контроль ресурса шпиндельного турбобура в условиях буровой
Одним из способов контроля на буровой отработки шпиндельных турбобуров является контроль по износу шпиндельной секции, люфт которой не должен превышать 6 мм. Указанная технология контроля отработки не позволяет определить момент соприкосновения ротора со статором турбобура, в результате чего при имеющихся случаях некачественной сборки турбинных и шпиндельных секций наблюдается просадка валов турбобура при неотработанных шпиндельных секциях, влекущая к отказу турбобура или снижению его приемистости при нагрузках. Для увеличения ресурса работы турбинных и шпиндельных секций предлагается способ контроля ресурса турбобура, когда производится инструментальный обмер качества сборки турбобура с помощью глубиномера или двух мерных линеек.
Определяются и записываются в вахтовый журнал: люфт собранного турбобура
(см. рис..1), т.е. смещение вала турбобура относительно корпуса, который должен быть в пределах 12-16 мм.
После спуска собранных турбинных секций на устье замеряется расстояние соприкосновения ротора со статором Кс (рис.2), затем при сочленении шпиндельной секции с турбинными определяется подъем вала Кш (рис.3), разница Кс - Кш дает рабочий подъем Кр вала, т.е. определяет расстояние между роторной и статорной системами в процессе бурения. Сочленение турбобура с новой шпиндельной секцией (после ремонта) должно дать подъем вала Кр до 10±1 мм. После очередного долбления, необходимо производить контрольный замер расстояния Кш и определять рабочий подъем вала Кр, допускается отработка шпиндельной секции при обеспечении подъема вала турбобура до Кр = Кс - Кш = 2 мм, т.е. производить замену шпиндельной секции при недохождении роторной системы до статорной на 2 мм, что обеспечит сохранение турбинных секций и повысит ресурс работы шпиндельной секции, одновременно позволит в условиях буровой проверить качество сборки турбобура и исключить спуск в скважину некачественно собранного турбобура. При преобладании осевой нагрузки снизу над гидравлической дополнительно контролируется наработка люфта шпинделя согласно инструкции.
П Р А В И Л А
контроля качества сборки и отработки турбобура 3ТСШ-195
1. Произвести сборку турбинных секций.
2. Замерить люфт турбобура ( см. рис.1)
3. Опустить три турбинных секции в скважину (рис.2)
Замерить при помощи линеек расстояние соприкосновения ротора со статором - Кс
4. Поднять из скважины три турбинных секции. Навернуть шпиндельную.
5. Опустить турбобур со шпинделем в скважину (рис.3)
Замерить при помощи линеек расстояние до вала - Кш
6. Определить фактический подъем вала Кр
Кр=Кс - Кш
(при новом шпинделе Кр должен быть до 10±1 мм
7. Определять Кр при каждой смене долота.
8. Менять шпиндель при Кр=Кс - Кш=2 мм.
где:
Кс - расстояние соприкосновения ротора со статором
Кш - расстояние до вала при навернутом шпинделе
Кр - фактический подъем вала
Кр=Кс - Кш
(при новом шпинделе Кр должен быть до 10±1 мм)
Рис. № 1
Рис. № 2
Рис. № 3
Отработка винтовых забойных двигателей
При использовании винтового забойного двигателя оптимальный режим бурения выбирается по перепаду давления на двигателе:
Таблица 3.2.
Возможные неисправности в работе турбобуров и способы их устранения
Неисправность |
Причина неисправности |
Способ устранения |
1 |
2 |
3 |
Остановка турбобура при бурении |
1. Чрезмерное увеличение нагрузки на долото, перегрузка турбобура 2. Значительное уменьшение количества рабочей жидкости, подаваемой в турбобур из-за неполадок в насосах или утечек в бурильной колонне. Признаком служит снижение давления, регистрируемого манометром. |
Долото приподнять над забоем и снова опустить, после чего постепенно увеличивать нагрузку на долото. Если при меньшей осевой нагрузке турбобур не работает, его необходимо поднять на поверхность для проверки на устье. Проверить насосы и резьбовые соединения бурильных труб. Если принятые меры не обеспечивают улучшения работы турбобура, его следует проверить на устье. |
Турбобур не принимает нагрузку (резкое уменьшение осевой нагрузки на долото по сравнению с приложенной ранее, при которой турбобур останавливается)
|
Если при бурении давление по манометру не снижается, турбобур может не принимать нагрузку по следующим причинам: 1. Заклинивание долота. Приподнятый над забоем турбобур (разгруженный) работает, а при нагрузке останавливается. 2. Роторы соприкасаются со статорами вследствие сверх допустимого износа деталей осевой опоры или ослабления резьбовых соединений, закрепляющих систему роторов или систему статоров |
Бурение необходимо прекратить, турбобур поднять на поверхность для проверки долота и турбобура.
|
Турбобур не запускается на устье при давлении незначительно превышающим рабочее (вал свободно вращается при приложении момента до 20 кгс*м |
Значительный перепад давления на долоте. При этом создается большое в осевой опоре шпинделя и дополнительное сопротивление трения в резинометаллической пяте, что препятствует вращению вала. |
Опрессовать турбобур без долота. При необходимости увеличить диаметр гидромониторных насадок. |
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 3.2. |
1 |
2 |
3 |
Резкое повышение давления в нагнетательной линии |
1. Засорение фильтра 1.1. Наличие посторонних предметов, окалин в манифольде после проведения на нем ремонтных работ и при запуске 1 скважины 1.2. Засорение фильтра шламом 2. Засорение турбобура 2.1. Наличие посторонних предметов в новом бурильном инструменте 2.2. При большом количестве в растворе коллоидной фракции частицы шлама, не задержанные фильтром, с прекращением циркуляции осаждаются в турбобуре, при последующем включении насоса этот осадок запрессовывается в турбине 2.3. При неуравновешенности столба жидкости в затрубном и колонном пространстве во время наращивания или проведения ИК, при неработающем обратном клапане, выбуренная порода вследствие возникновения обратного движения жидкости ("сифон") заполняет долото и турбину, если турбобур не приподнят от забоя |
1.1. Промыть манифольд через квадрат с максимальной производительностью буровых насосов 1.2. Отвернуть ведущую трубу, промыть и прочистить фильтр 2.3. Для исключения забития турбобура обратной циркуляцией тщательно промыться перед остановкой циркуляции, в случае срочных непредвиденных остановок, поднять компоновку на длину свечи от забоя. При засорении турбобур поднять на поверхность и промыть в течение 10-15 мин при неполной производительности буровых насосов, следя за повышением давления по манометру. Если промывка не дает результатов, турбобур заменить |
Резкое падение давления в нагнетательной линии |
Поломка бурильных труб или срыв резьбовых соединений корпусов и переводников |
Поднять инструмент |
Таблица 3.3.
Возможные неисправности в работе ВЗД и способы их устранения
Неисправность |
Причина неисправности |
Способ устранения |
1 |
2 |
3 |
При опробовании на устье скважины |
||
Незапуск двигателя или запускается при давлении больше 40 кгс/см2 а) перепускной клапан не закрывается б)перепускной клапан закрылся
|
1. Диаметр фильтра равен внутреннему диаметру ведущей бурильной трубы, переводников 2. Зашламован фильтр. Большой натяг в рабочей паре. Слишком большой расход бурового раствора. Не прогрет двигатель. Двигатель неисправен (зашламован, разрушена обкладка статоров) |
1 .Установить фильтр меньшего диаметра в месте компоновки с большим проходным отверстием 2. Очистить фильтр 1,2 Опробовать на минимальном расходе. В случае запуска при давлении более 40 кгс/см2, менее 70 кгс/см2, не прекращать подачу бурового раствора в течение 3-5 мин, если давление снизилось, то разрешается эксплуатация двигателя на этом же расходе первые 30-50 часов, в дальнейшем расход бурового раствора можно увеличить. 3.Отогреть двигатель 4.Убедившись в неисправности, двигатель заменить.. |
Перепускной клапан при опробовании пропускает буровой раствор, двигатель работает нормально |
1.Посторонний предмет в клапане 2.Клапан неисправен |
1. Повторить опробование путем 2-х 3-х разового включения и выключения бурового насоса. 2.Заменить клапан или исключить его из компоновки. |
Двигатель в скважине |
||
Двигатель в скважине не запускается двигатель, давление превышает допустимое (порыв мембраны). Отсутствие реактивного момента на роторе.
|
1. Несоответствие мембраны и кольца необходимому давлению. Не осуществлялись во время спуска на большую глубину промежуточные промывки скважины (раствор имеет большую вязкость и СНС). Зашламован двигатель. 4. Разрушение обкладки статора под действием высокой забойной температуры, некачественного изготовления |
1. Привести насосы (цилиндровые втулки) и мембрану с кольцом в соответствии с расчетным рабочим давлением. 2,3,4. Расхаживать инструмент без промывки с вращением ротора 2-3 мин, после чего, не останавливая ротор, включить буровой насос на минимальной производительности (допускается работа насоса на 1-ом - 2-х клапанах). Во избежание порыва пласта не допускать длительной работы насоса без выхода бурового раствора из скважины. При отрицательном результате поднять инструмент от забоя на 300-500 м и более, и повторить все сначала. При отрицательном результате заменить двигатель. |
1 |
2 |
3 |
Двигатель не запускается, на роторе есть реактивный момент. Во время расхаживания заметны «посадки» и «затяжки» бурильного инструмента, при этом двигатель запускается, давление в манифольде резко падает и вновь также резко поднимается до тормозного.
|
1.Заклинило долото или калибратор в суженой части ствола, в резко искривленном участке ствола и т.д. 2.На забое посторонние металлические предметы.
|
1.Поднять долото от забоя на длину квадрата, запустить двигатель и проработать призабойную зону. В случае применения винтового отклонителя прорабатывать скважину не рекомендуется. Бурение скважины отклонителем можно производить только в хорошо подготовленном стволе. 2.Очистить забой
|
Снижение механической скорости проходки, двигатель часто останавливается, при этом повышается давление |
1 .Большой износ рабочих органов 2.Недостаточная производительность буровых насосов (промыт поршень, клапан и т.д.) 3.Промыт буровой инструмент, переливной клапан и т.д. |
1.Определить техническое состояние рабочих органов по способу, описанному в разделе 3. При подтверждении чрезмерного износа увеличить по возможности производительность насосов или снизить нагрузку на долото. 2. Определить расход бурового раствора, проверить насосное хозяйство, устранить неисправность. 3. В случае промыва бурового инструмента давление при холостой работе двигателя и неизменном расходе промывочной жидкости должно быть ниже первоначального более, чем на 5-10 кгс/см2. В этом случае необходимо произвести подъем бурильного инструмента и заменить промытые бурильные трубы с последующей проверкой забойного двигателя. |